Даже в 2020 году далеко не каждая компания представлена в онлайне, как того требует стремительно меняющийся рынок и растущая конкуренция. Так до недавнего времени было и с одним из наших любимых клиентов — сетью магазинов ТеплоМастер.
Проработав в Оренбурге 15 лет, компания разрослась с одного магазина отопительных котлов до сети точек всего необходимого для тепло- и водоснабжения, с полным ассортиментом инженерной сантехники. Название «ТеплоМастер» стало своего рода брендом и опытные мастера и домовладельцы едут сюда напрямик, не тратя время на анализ предложений и цен в других магазинах.
Подобная репутация не может не радовать, но достаточно ли этого в современных реалиях? Ответ:
Кейс первый: Узнать цену любой ценой
На вызове мастер Алексей обнаруживает очевидную поломку — у котла Baxi неисправен предохранительный клапан. Клиент настойчиво спрашивает сумму и точный срок ремонта, ведь на дворе уже конец ноября.
Первый же запрос в Яндекс помогает найти нужный клапан: 720 рублей + 360 доставка в течение трёх дней. Сообщив сумму и срок, Алексей берёт деньги за диагностику и мчится на следующие 7 вызовов, оставив клиента в холоде и одиночестве на ближайшие три дня.
Тем временем тот же самый клапан есть в наличии в одном из магазинов «ТеплоМастер» за 535 рублей. 15 минут на дорогу и деталь можно менять.
Вот только сайт «ТеплоМастера» никогда не продвигали в поисковых системах и найти нужный товар там куда сложнее. Для этого нужно зайти на сайта teplomaster.org и найти клапан в каталоге вручную или через поиск. У мастера Алексея нет на это времени, а у его клиента — опыта.
Ситуация условна: хороший мастер обязан знать, где взять ходовые запчасти подешевле. Но логика примера верна — чем хуже ваши товары и услуги представлены в интернете, тем больше денег вы теряете. Даже если предлагаете клиентам лучшие условия и имеете отличную репутацию.
И в этой ситуации нельзя просто пожать плечами и смириться со своими местом на рынке. Доля онлайн-покупателей растёт от общего на 5-7% каждый год, и скоро если у вас нельзя купить онлайн — значит не купят вовсе. Продвигаться важно!
Пример второй: не выходя из дома
Валерий и Татьяна недавно поженились и делают ремонт. Когда очередь дошла до новых радиаторов, выбирать стали в интернет-магазинах. К вопросу подошли обстоятельно — открыли сразу все предложения на первых двух страницах выдачи, включая «ТеплоМастер».
В этой товарной группе герой кейса тоже обходит конкурентов, включая крупные федеральные гипермаркеты. Например, при поиске биметаллических радиаторов с 10 секциями и площадью обогрева от 15 до 19 м2, у «ТеплоМастера» оказалось даже на 2 радиатора больше, чем у «Леруа Мерлен».
Беда лишь в том, что на сайте «Леруа Мерлен» можно отфильтровать любые товары по заданным параметрам, а на сайте «ТеплоМастера» выбирать нужные радиаторы из общей кучи пришлось бы долгим и раздражающим перебором.
Вывод: привести на сайт потенциального клиента и даже дать лучшую цену — не гарантия успеха. Интернет-магазин должен соответствовать множеству стандартов или люди уйдут с него так же легко и быстро, как и пришли.
Развивайте онлайн-сегмент своего бизнеса постоянно. Если сайт успешно продвигается — сделайте его лучшим на рынке, преуспели и здесь — делайте приложение.
Плавный переход в онлайн
Сайт teplomaster.org работает уже с 2014 года. Но к сожалению лишь в режиме витрины товаров «для тех кто в теме». Найти и даже заказать нужный товар можно с актуальной ценой — товарная база изначально была синхронизирована с «1С:Управление торговлей».
Ни рекламы, ни продвижения в поиске у сайта никогда не было и единственные посетители — прямые заходы и переходы из поиска по витальным запросам («тепломастер оренбург официальный сайт» и другие).
Были проблемой и с функционалом. Версия CMS и шаблона магазина, на котором был разработан сайт безнадёжно устарели к 2020 году и что-то просто не работало: сортировка товаров, фильтры каталога, поиск. Плохо дела шли со скоростью загрузки, заполнением каталога и товаров, индексацией товаров.
Очень много трудностей создала устаревшая версия CMS «1С-Битрикс: Управление сайтом». Без обновленной лицензии не работают штатные модули онлайн-оплаты и другого функционала, а ядро сайта уже не отвечало всем стандартам 2020 года.
Но и обновить лицензию было нельзя, так как работа всей сети магазинов была построена на индивидуальной сборке 1С, версия которой перестала бы работать с обменом товарами нового сайта. Словом работать приходилось с тем что есть, а все технические и функциональные проблемы сайта решать руками разработчиков.
Начали с проработки каталога и решения самых важных технических проблем. За первые три месяца продвижения определили и привели в порядок все нужные в поисковых системах страницы и починили необходимый базовый функционал: фильтры товаров, отправка заказов, поиск, вывод каталога, мобильная версия — практически каждый элемент сайта нуждался в правке и доработке.
В первые два месяца продвижения были собраны все релевантные сайту запросы и сформировано семантическое ядро, на основе которого мы прорабатывали товарные каталоги сайта и заказывали ссылки следующие 6 месяцев.
Большую помощь работе с «товаркой» оказал сам «ТеплоМастер» — представитель планомерно заполнял свойства товаров в 1С, чтобы мы могли на их основе настраивать и выводить товарные фильтры, о которых писали в Примере №2.
CDN и загрузка
Обычно мы начинаем SEO-оптимизацию с улучшения технического здоровья сайта и скорости загрузки в частности. В этот раз эти работы были сопряжены с рядом трудностей. На старой неактивной лицензии «Битрикс» любые даже самые тривиальные работы приходилось делать разработчикам с большими трудозатратами. К тому же в будущем, всё-таки обновив CMS, мы бы безвозвратно потеряли внедрённые доработки.
Поэтому пришли к нестандартному для небольших сайтов решению — CDN-кэширование страниц целиком. Работает это так: страница сайта обрабатывается и записываться в кэш целиком, чтобы конечный пользователь загружал их полностью без обработки сотен запросов, за минимальное время.
Конечно, вместе с полной оптимизацией загрузки сайта этот метод работал бы лучше, но большинство технической работы мы вынуждены были оставить на будущее.
К концу 2020 года прошло уже 9 месяцев продвижения и вот чего удалось добиться:
- постепенно внедрили весь отсутствующий и недостающий функционал, не позволяющий соревноваться по удобству с конкурентами;
- улучшили скорость загрузки и сделали пользование сайтом более комфортным и отзывчивым;
- увеличился наиболее полезный поисковой трафик по запросам (без слова «тепломастер») – их стало в 7 раз больше;
- общий бесплатный трафик (кроме рекламы) вырос в 2.2 раза и продолжает активно расти;
- количество целевых запросов в ТОП-ах Яндекса увеличилось с нуля до 218 в ТОП-10 и 95 в ТОП-3.
Сейчас сайт на пике роста и сильно улучшает показатели каждый месяц. Постараемся не сбавлять темп и прийти к началу следующего отопительного сезона абсолютными лидерами ниши. :)
Тем более что работать всё ещё есть над чем:
- обновить сайт и построить новый товарный обмен;
- настроить эквайринг, онлайн-оплату и обмен заказами с 1С;
- подтянуть позиции в неповоротливом Google;
- нарастить естественные ссылки и общий трафик до уровня федеральных конкурентов;
- и так далее.
Отдельной задачей стоит эксперимент по развитию экспертного профиля компании на Яндекс.Кью и других сервисах. Работа с такими инструментами не только повышает количество упоминаний сайта и ссылок на него, но и создаёт положительную репутацию бренду в интернете, так же как точки продаж поддерживают её оффлайн.
На этом всё, теперь вы можете изучить сайт и написать в комментариях, что по-вашему стоит исправить или внедрить в первую очередь - teplomaster.org