Рано или поздно специалисты в digital-сфере слышат от клиента: «Все не так, как мы себе представляли. Откуда вы вообще это взяли, мы такого не говорили!». Рассказываем, как понять, что у заказчика в голове.
Секрет идеального взаимодействия это схема: бриф+ интервью с заказчиком.
Рассмотрим, зачем нужен бриф на примере копирайтинга.
Информация из первых уст, проверенные сведения, особенно в узких нишах, помогут выстрелить точно в цель и продемонстрировать экспертность клиента.
Что такое бриф
Бриф — это анкета, с помощью которой исполнитель знакомится с заказчиком и и проектом.
Он помогает:
- Ответить на все вопросы потенциальных клиентов.
- Подсветить плюсы продукта, чтобы ЦА его захотела.
- Сгладить минусы.
Но уточним: бриф помогает только если хорошо продумать и сформулировать вопросы. Для этого копирайтер сначала погружается в тему и изучает конкурентов.
Хороший бриф = краткая биография проекта
В списке прописывают вопросы о названии фирмы, продукте, услуге, ЦА, каких целей хочет достичь заказчик, какой стиль текста ему близок. Желательно получить как можно больше цифр и фактов.
Как НЕ надо составлять опросник:
- писать все вопросы кучей, не разбивая по блокам;
- сложно формулировать вопросы так, что в двух словах не ответить;
- создавать бриф ради брифа: узнавать информацию, которую вы и так уже получили от менеджера, переспрашивать одно и то же в разных формулировках.
Пример части вопросов из брифа
Кто и где чаще всего использует бриф
Применяют специалисты разных сфер: маркетологи, SMM-специалисты, дизайнеры, менеджеры, копирайтеры. Но это не значит, что бриф актуален только для IT и диджитал.
Например, маркетологам бриф позволяет определить ЦА, выделить преимущества компании.
Что дает бриф
Многие отказываются от этой идеи, аргументируя «много времени уйдет на сбор вопросов и заполнение, лучше в переписке спросить». А потом листают километры сообщений в поисках той или иной информации. Да и заказчику это неудобно.
Для копирайтера |
Для заказчика |
С помощью достоверных сведений получится написать по-настоящему сильный текст, полезный для читателя. |
От подробности и обстоятельности заполнения зависит, останетесь ли вы довольны текстами. |
Все в одном документе, цифры и конкретика. Удобно, чтобы не забыть и не переспрашивать по несколько раз. |
Проще один раз уделить час и ответить на вопросы, чем постоянно отвлекаться на стихийные сообщения и звонки исполнителя. |
Тяжело начинать писать с нуля, без опоры на что-либо. Еще тяжелее — когда нет ни единого представления что хочет клиент, что он имеет в виду. |
Тексты, полные воды «мы лучше всех», «предлагаем лучшие условия» не привлекают читателей. Они хотят видеть информацию, основанную и подтвержденную реальными данными. Чем больше подробностей, тем лучше тексты будут продавать. |
Иногда клиент говорит, что нужно полностью переписать или доработать материал. Частый комментарий: «я представлял по-другому». Бриф снижает риск подобных ситуаций, ведь многие нюансы прописаны в нем. |
Вы уже привыкли к специфике своего бизнеса, считаете обыденным «ассортимент из 20 сортов роз» или то, что являетесь официальным дилером китайского бренда ГНБ-техники. Но для копирайтера это в новинку, и он сможет найти плюсы в обыденности. |
Если исполнитель спрашивает, значит он хочет, чтобы результат устроил заказчика, ему не все равно. Готовые тексты должны работать, приносить пользу и прибыль. |
Какие вопросы задавать?
Разделить можно на несколько блоков:
-
Компания
Как давно работает, есть ли слоган, какая специализация, сколько заказов уже выполнили. Почему решили выбрать именно эту специализацию, средняя цена заказа.
-
Продукт
Сильные стороны компании, что предлагают, по каким регионам работают. Важно знать особенности линейки продуктов.
-
Клиенты
На кого рассчитаны продукты и услуги, какие боли и потребности потенциальных клиентов они закрывают. Обычно этот момент изучает маркетолог, но копирайтер также может спросить у заказчика, на кого он рассчитывает.
-
Конкуренты.
Что вы можете предложить такого, чего нет у ваших конкурентов по городу или в регионе. Чем вы выделяетесь на их фоне.
-
Дополнительные вопросы.
Здесь можно уточнить другие моменты. Например, в какой тональности заказчик хочет видеть материалы, на «ты» или «вы» будет обращение к читателю и другие.
Можно ли обойтись без брифа
Можно, но не советуем. Мы ценим время наших заказчиков, не хотим тратить его впустую. За годы в маркетинге знаем, что спрашивать, а что нет, как составить точный бриф для каждого. И благодарны клиентам, которые находят время на ответы и дальнейшие интервью, что выходит для них плюсом.
Бриф одинаково полезен как для клиентов, так и исполнителей. Он нужен, чтобы получить необходимый вам результат, но потрудиться придется обеим сторонам.
Например, нужна разработка страницы сайта по сложной технической теме. Копирайтер не особо разбирается в тонкостях, а клиент не предоставил точной информации. В результате могут возникнуть конфликтные ситуации в духе «почему у вас такие некомпетентные специалисты, сделали не как я хотел». Это лишняя трата времени на понимание, как нужно было и на переписывание.
В Web Строителе над разработкой вашего сайта или продвижением компании в соцсетях будет работать целая команда: менеджер, копирайтер, дизайнер, маркетолог и другие мастера своего дела. Но менеджер начнет именно с брифа, при необходимости поможет заполнить. Отнеситесь с пониманием, это нужно для вашего же блага.
Обращайтесь, поможем!
Подготовила Елена Свиденко